Пекин является политическим и культурным центром Китая. Расположенный на Великой Китайской равнине бывший город императоров определял тысячелетнюю историю страны, а сегодня, будучи столицей Китайской Народной Республики, принимает решения о ее будущем. Несмотря на расположенный здесь императорский дворец и внушительную архитектуру, Пекин долгое время производил впечатление серого, замкнутого и бюрократического города в противоположность, например, сверкающему Шанхаю. Все изменилось с момента проведения в Китае летних Олимпийских игр 2008 г. Градостроители сделали все возможное, чтобы улучшить и качество воздуха, и качество жизни в столице: перенесли многочисленные промышленные предприятия за город, санировали и озеленили центр города, возвели в международном аэропорту один из крупнейших в мире терминалов, ввели в эксплуатацию новые дороги и линии метрополитена и построили 20 крупных спортивных комплексов. От старого административного центра Пекина общей площадью 17 тыс. км2 практически ничего не осталось. Сегодня столица имеет современный облик и в то же время сохраняет свои традиции, как и подобает столице. Ежегодно посещающие столицу Китая 4 млн туристов также подтверждают верность высказывания, что все пути ведут в Пекин.
К объектам, охраняемым законом как памятник культуры, относится здание одного из многочисленных филиалов аптеки «Тунжэнь-тан», крупнейшего производителя препаратов традиционной китайской медицины в стране, основанное еще во времена раннего правления династии Цин. Эта древняя аптека располагается посреди роскошного пекинского жилого двора. Здесь можно пройти обследование у врача традиционной китайской медицины и получить назначение на лечебный травяной отвар. Рецепты проверены в течение многих поколений, многие из них пережили не одну династию. Нужна справка форма 070 у для получения путевки обратитесь в клинику Доктор рядом в Москве. Жемчужиной китайской столицы является древний дворец императоров. В течение половины тысячелетия императорский дворец служил правительственной и жилой резиденцией правителей династий Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.). Отсюда родом и император Китая Пу И (правл. 1908-1911/12 гг.). Комплекс, который сегодня ежедневно привлекает многочисленных посетителей дворцовым музеем и драгоценными экспонатами китайского искусства, в свое время был открыт только для императорского двора и высокопоставленных посланников. Доступ народу в район императорского дворца — «Запретный город» площадью 72 га — был запрещен до 1911 г. Сегодня Запретный город привлекателен для каждого китайца и многочисленных туристов. В начале XV в. по приказу третьего императора хань-китайской династии Мин Юнлэ (правл. 1402-1424 гг.) в течение 17 лет из мрамора, гранита, глиняного кирпича и твердых пород дерева был построен дворец, состоящий из 9900 помещений. Известно, что над его созданием трудились 200 ооо архитекторов, ремесленников и носильщиков. Эстакаду из единого куска белого мрамора весом более 200 т, по которой паланкин императора был внесен в Зал сохранения гармонии, украшает рельеф дракона, свернувшегося между волнами и облаками, — символ мужской силы ян. Черепицу, покрытую желтой глазурью (использовать ее разрешалось только для императорских зданий), обжигали в мастерских Южного Пекина. Ценную древесину поставляли из южных провинций.Китай с давних пор считал себя центром мира; его император был призван быть посредником между Небом и Землей и хранителем гармонии на земле. Архитектура императорского дворца отражает этот вселенский порядок. Дворец располагается на центральной оси между севером и югом, проходящей через Пекин. На юге и на севере на ней поднимаются двое ворот, через которые раньше проходил только император; между ними расположены важнейшие залы. К востоку и западу, тоже по осям, равномерно располагаются другие здания и дворцы. Архитектурные детали подчинены иерархии и строго упорядочены, в то же время они создают совершенную гармонию этого уникального единого ансамбля. Этой гармонии — гармонии между Небом и Землей — посвящены важнейшие залы.
В самом большом зале — Тайхэдянь (Зале высшей гармонии), в котором находится украшенный золотом трон в виде дракона, проходили крупные придворные церемонии — коронация императора, дни рождения императора и назначение военачальников. Зал центральной гармонии, Чжунхэдянь, служил императору для подготовки к церемониям, в Зале сохраненной гармонии Баохэдянь сначала проходили торжества, а позднее императорский экзамен.
Между расположенными на мраморных цоколях залами, стены которых покрыты красной штукатуркой, а проходы украшены колоннадами, простираются широкие дворы, вымощенные серым камнем. На самом большом из этих дворов во время императорских аудиенций могло поместиться до 100 тыс. человек. Дальше к северу возвышаются ворота, отделяющие роскошные правительственные залы от небольших, так называемых внутренних покоев. Здесь жила императорская семья. Строения меньшего размера — шесть восточных и западных дворцов — предназначались для младших жен и наложниц императора. Дворы, расположенные в стороне от главной оси, а сегодня вдалеке от нескончаемого потока посетителей, скрывают настоящие сокровища — идиллические места и ниши, приглашающие отдохнуть под тенистыми деревьями.
В расположенных по бокам сооружениях находится театр и ламаистский храм. С этими покоями связано много историй, большая часть которых касается вдовствующей Великой императрицы Цыси, обуреваемой жаждой власти и плетущей интриги (фактич. правл. 1898-1908 гг.), наложницы императора Сянь- фэня (правл. 1850-1861 гг.) и матери следующего императора Тунчжи (правл. 1861-1875 гг.). На севере дворцовых сооружений протянулись императорские сады, которые гармонируют со строгостью дворцовых стен. По узким, украшенным мозаикой тропинкам посетитель проходит мимо сосен и кипарисов; весной здесь раскрывают свое великолепие пионы.В центре сада располагается Циньаньдянь — Зал императорского спокойствия, в котором происходило поклонение даосским божествам. И сегодня можно обрести душевное спокойствие, посетив этот сад.
Выставленные во многих зданиях произведения искусства являются частью императорской коллекции. Дворцовый музей располагает также обширным собранием драгоценных рисунков на свитках и каллиграфий; из соображений сохранности многие из них разрешается выставлять лишь на короткое время осенью, при низкой влажности воздуха. Самую большую часть собрания националисты перед приходом к власти коммунистов вывезли в Тайбэй (Тайвань).
За еду при дворе императоров Цин наряду с императорской кухней отвечало еще и Императорское трапезное ведомство, а также ведомство по избранным блюдам при Министерстве ритуалов. В нем работало более 150 чиновников. К каждой трапезе императору подавался богатый выбор блюд, из которых он обычно прикасался лишь к немногим — разумеется, лишь после дегустации одним из евнухов во избежание отравления. Нетронутые блюда распределялись между конкубинами (наложницами). Тому, кто хочет трапезничать как китайский император, можно рекомендовать в Пекине ресторан традиционной кухни «Фаншань».
Там персонал, облаченный в исторические костюмы, подает блюда, которыми наслаждались еще правители Цин. После падения последнего императорского дома ресторан был открыт в 1925 г. пятью бывшими императорскими поварами в чайной парка Бэй- хай, бывшем увеселительном саду императорского двора. Так народ впервые смог попробовать блюда, которые в течение столетий готовились по строго охраняемым рецептам императорской кухни. Утверждается, что после 1949 г. «Фаншань» был любимым рестораном Мао. В Пекине почти 50 пятизвездочных гостиниц, тысячи ресторанов, сети заведений быстрого питания и трактиры предлагают бесконечное кулинарное многообразие. И недели не хватит, чтобы получить хотя бы приблизительный обзор впечатляющего гастрономического рынка Пекина.
[sc name=»gorizont3″]