Главная / О сайте

О сайте

На этом сайте вам представляется возможность совершить увлекательное путешествие по овеянной исторической славой и поэтическими легендами манящей стране, познакомиться с городами и художественными сокровищами Испании, привлекающими в наши дни невероятное множество туристов с разных концов света. Познакомиться с ее культурой, традициями, праздниками. В сознании каждого из нас живет свой образ Испании и испанского национального характера. Из чего он складывается? Конечно, самое первое — прочитанный еще в детстве, а потом не раз перечитанный «Дон Кихот». Возможно, кто-то восхищался капризной грацией своенравной Дианы, невероятной удалью учителя танцев или яростным порывом крестьян «Фуэнте Овехуны»? А эрмитажные «Завтрак» Веласкеса и «Мальчик С собакой» Мурильо и увиденные на выставках последних лет полотна Эль Греко и Гойи! У кого-то образ Испании неразрывно связан с пушкинским «Каменным гостем» или «Арагонской хотой» Глинки. Сегодня наверное многим из нас знакомы имена и произведения великих испанских поэтов Антонио Мачадо, Хуана Рамона Хименеса, Федерико Гарсиа Лорки.

Испания удивит вас природными и другими контрастами.

Пышноцветущие сады Каталонии и побережья Бискайского залива, пальмовая роща близ Аликанте и сухие красные холмы Арагона, голые степи Кастилии. Области, составляющие ныне испанское государство, отличаются друг от друга не только ландшафтом, но и традициями, обычаями,уровнем экономического развития, а иногда и языком. Каталанский и галисийский языки, как и испанский, принадлежат к романской группе, а вот язык, на котором говорит около полумиллиона басков, не имеет родственников в Западной Европе. Происхождение баскского языка до конца еще не выяснено: сегодня некоторые ученые готовы сближать баскский с кавказскими языками. В средние века, после того как древние иберы были покорены римлянами, затем римское владычество на Пиренейском полуострове в V в. н. э. сменилось вестготским, а вестготское королевство в начале VIII в. распалось под ударом арабских завоевателей, на территории будущей Испании существовало несколько королевств, возникших в ходе Реконкисты, т.е. обратного отвоевывания земель у мавров (так назывались вторгшиеся на полуостров арабско-берберские племена). На исходе Средневековья эти королевства начали объединяться. Во второй половине XV в. брак наследницы Кастильского королевства Изабеллы и наследника арагонских королей Фернандо (Фердинанда) завершил формирование испанской монархии. Изабелла и Фердинанд, прозванные Католическими королями, в 1492 г. взяли Гранаду, столицу последнего арабского халифата, обломок некогда могущественного и просвещенного арабского государства Аль-Андалус.
Даже войдя в состав Испании, каждая область стремилась сохранить свои порядки и привелегии, свои «фуэро» — вольности, как их издавна называют в Испании ... В течение столетий региональные противоречия оставались острой проблемой испанской внутриполитической жизни.

Праздники, обряды, традиции Испании.

Каждая область и город Испании славятся своими красочными обрядами или играми. В Валенсии в день святого Хосе на улицах возводятся гигантские потешные фигуры, которые потом при всеобщем веселье сжигаются на кострах, — это «фалья». В Андалусии ряженые изображают «христиан» и «мавров», воскрешая на время праздника события Реконкисты. В каталонских городах удальцы, вскакивая друг другу на плечи, образуют пирамиды в семь-восемь ярусов. В Стране Басков особенно любят состязания: лесорубов, силачей, гребцов и даже поэтов-импровизаторов — «версолари». А что уж говорить о корриде, этом кровавом, но ослепительном зрелище! В Памплоне и некоторых других городах в день святого Фермина корриде предшествует бескровное «энсьерро» (в Каталонии — «корре де боу»): быков прогоняют по городу, и молодежь может проверить свою ловкость и отвагу, но только без оружия. Разнообразен и невероятно богат музыкальный и танцевальный фольклор страны. В Каталонии по праздникам на площадях танцуют сардану, взявшись за руки и образовав гигантский круг. Зажигательную хоту пляшут в Арагоне, Наварре, на Канарских островах. Но, пожалуй, самое захватывающее — андалусское песенно-танцевальное искусство фламенко. Невозможно забыть гортанные вскрики певцов — «кантаоров», неистовую, невероятную дробь «сапатео» И потрясающие движения рук танцовщиц.

Неотделимое прошлое.

Путешествие по Испании похоже на настоящую машину времени. Здесь прошлое замерло не только в памятниках архитектуры и монументах, но даже в убранстве улиц, названиях городов, сел и рек. Есть на юге Испании большой порт Картахена, когда-то он назывался Новым Карфагеном и был основан в 228 г. до н. э. карфагенянами. Отсюда Ганнибал грозил Риму, начиная вторую Пуническую войну. В имени города Кадис присутствует еще большая древность. Около 1100 г. до н. э. финикийцы создали здесь колонию Гадир (или Гадес). Так финикийцы, карфагеняне, римляне, вандалы, арабы и другие народы, прошедшие по иберийским землям, навечно остались в топонимике Испании. Иногда, проехав какие-нибудь 100-200 километров по современному шоссе, внезапно становишься как бы свидетелем крутых поворотов исторического пути.

Седая древность в городах и памятниках Испании.

Сделав сравнительно небольшой круг по дорогам Старой Кастилии, можно увидеть римский акведук в Сеговии, один из самых величественных памятников античности на территории Испании, затем вернуться в доисторическое прошлое, постояв у поразительных каменных изваяний четырех быков около деревни Гисандо.

А потом за поворотом дороги откроется воплощенная в камне легенда — город Авила, окруженный целехонькими крепостными стенами, настоящий средневековый город, из ворот которого, чудится, вот-вот выедут не форды и фиаты, а рыцари на андалусских скакунах с развевающимися знаменами ордена Сантьяго или Калатравы.

По дороге к Мадриду, можно свернуть на Эскориал. В записках путешественников, а также в работах некоторых искусствоведов встречаются утверждения, что Эскориал, начатый по заказу Филиппа 11 Хуаном Баутистой де Толедо, а завершенный Хуаном де Эррера, воплощает мрачный и даже инквизиционный дух эпохи царствования этого монарха. В действительности же живое впечатление опровергает эти домыслы.

В Андалусии сохраняются не только такие прославленные памятники, как дворец гранадских халифов Альгамбра или севильская башня Хиральда, построенная как минарет, а испанцами превращенная в колокольню католического собора, но и узенькие улицы, где беленые стены домов увешаны и уставлены цветочными горшками. Кажется, они нетронуты с тех веков, когда христиане и мусульмане то воевали, то подолгу мирно жили рядом. Арабы — искусные ремесленники, художники, ученые — многому научили испанцев. К примеру, «игра воды» или искусство фонтанов. Если европейские фонтаны поражают глаз каскадами своей воды, то мавританские фонтаны услаждают слух. При посещении садов Хенералифе (летняя резиденция халифов) в Гранаде трудно разобрать сразу, что за разноголосый хор разносится вокруг. На самом деле это звучит вода, которая тонкими струйками падает в мраморные чаши. Фонтаны поют, звенят, смеются, всхлипывают, лепечут, шепчут ...

По дороге к северу, к каменистым равнинам Кастилии и Леона встречаются замки, крепостные укрепления, снова замки — их около полутора тысяч в Испании. На холмах, в излучинах рек лепящиеся к неприступным скалам замки напоминают о временах суровых и воинственных, когда в перерывах между битвами безвестные певцы — хуглары слагали строфы героического эпоса «Песнь о моем Сиде». В Бургосе установлен памятник могучему рыцарю XI в. Родриго Диасу де Бивар, прозванному Сид (по-арабски «господин») Воитель. Народная «Песнь» восславляет не только мужество Сида, но и его благородство, мудрость, чувство справедливости.

Возвращаясь обратно по реке времени, не забудьте и более близкие нашим дням страницы истории Испании. В Астурии посетите Ковадонгу — здесь в 722 г. астурийцы одержали первую победу над арабами: с этой даты начинается Реконкиста, хотя настоящее отвоевание развернулось значительно позже. А столица шахтерского края Овьедо славна революционными традициями. В дни героического Астурийского восстания 1934 г. для рабочих всего мира символом борьбы стала фигура астурийского горняка с поднятым вверх кулаком.

В Стране Басков можно посетить знаменитое «дерево Гернике» — вековой дуб, под сенью которого собиралось когда-то баскское «вече» — выборные от всех общин края. Преступление фашизма навсегда осталось в памяти человечества и в символических образах «Герники» Пикассо.

Испанское искусство.

Испанское искусство вобрало в себя самые разнородные — европейские и восточные — традиции. Один из древнейших памятников — Дама из Эльче. Это женский бюст, найденный близ города Эльче, где-то V-IV вв. до н. э. Судя по богатому убору, это была знатная дама. Ее гордые и тонкие черты выдают сильное влияние греческой скульптуры того времени на искусство древних иберов. Не только в архитектуре и скульптуре, но и в живописи, музыке, танце, поэзии Испания сплавляет воедино западные и восточные начала. При этом испанское искусство не механическое соединение элементов, оно обладает могуче выраженной национальной индивидуальностью. Способность мастеров Испании пропускать любые заимствования через свое мировосприятие и фантазию сохранилась до новейших времен. Причудливое воображение знаменитого архитектора Антонио Гауди (1852—1926 гг.), воплотившись в камне, то уносилось в далекое прошлое, к рыцарским временам (Епископский дворец в Асторге), то неожиданно воспаряло к небу,словно в детских грезах (церковь Святого Семейства в Барселоне).
В музее Прадо хранится полотно Гойи «Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года»: эта картина, открывшая новую эру мирового искусства, говорит сегодня не только о жестокости наполеоновских солдат и мужестве испанских патриотов, но и о жестокости всех захватчиков, о страданиях и мужестве всех борцов за свободу ... А в маленьком зале Прадо висит всего одна картина — «Менины» Веласкеса: здесь вечно длится преображенное в красоту, остановившееся мгновение.

Испанцы невероятно бережно хранят свое богатейшее культурное наследие: и не только прославленные памятники и художественные шедевры, но и народные промыслы, музыкальный фольклор и праздничные обряды. Сказать, что Испания незабываема, — мало что сказать. Привычные, стертые слова не передают истинного переживания тех, кто побывал в Испании или узнал ее по книгам и альбомам, стихам и картинам. Любая национальная культура представляет собой особый, достойный уважения и тщательного изучения мир. А испанская культура — один из таких, но наиболее грандиозных, самобытных, эмоционально и интеллектуально насыщенных миров.